Зародившись в середине 20 века, рок-музыка, если сравнивать ее с растением, из тонкого стебля стала могучим деревом или, скорее, рощей! Уходя корнями в плодородные почвы блюза, джаза, кантри, подпитываясь даже музыкой госпел-исполнителей (жанр духовной христианской музыки), явилась на свет гремучая смесь под названием рок-н-ролл. И понеслась череда исполнителей, новаторов, первопроходцев, которых можно перечислять очень долго!
У любого музыканта есть две вещи: амбиции и кумиры!
Если смешать эти ингредиенты, приправить их удачей и талантом, то получится отменное блюдо с новым вкусом. Кумир дает базу, становится объектом для подражания в начале творческого пути, а амбиции, при наличии способностей, позволят создавать что-то свое, новое. Так, на протяжении всего времени появлялись стили с группами-родоначальниками и просто крутые команды, играющие в существующем стиле.
Это работает не только в музыкальном мире, но и в любой творческой деятельности, будь то художники, писатели, изобретатели и.т.д…
Россия, в силу обстоятельств, прошла своеобразный путь развития рока. Нельзя сказать, что он плохой или неправильный, он просто иной, и история становления отечественного рок-движения намного короче. Будучи долгое время в информационной депривации, наши соотечественники получали лишь крохи и отголоски зарубежной рок-индустрии. Тем не менее, порой «вслепую», умудрялись создавать отличные композиции и популярные группы, порой все же заимствуя у западных коллег.
Что же происходит с рок-музыкой в России сейчас, и какие прогнозы можно делать на будущее?
Сегодня, в «эпоху развитого интернета», не выходя из-за стола и не приложив усилий, можно посмотреть и послушать концерт практически любой группы. Постоянно появляются новые молодые команды, которые довольно быстро делают записи и выкладывают это на все те же просторы интернета. Заметно выросло количество концертов, фестивалей и прочих мероприятий, где у ребят есть возможность поиграть.
А что из этого получается?
Во-первых, предложение намного превышает спрос! Как ни парадоксально, но, несмотря все новые средства коммуникации, группам стало труднее найти своего слушателя. Труд, вложенный в создание и запись альбома, не только не окупается, но и вовсе может остаться незамеченным. Даже если вложены деньги в рекламу. Во-вторых, участие в фестивалях сейчас дается порой не так просто из-за все той же высокой конкуренции.
Теперь посмотрим на одну, очень нехорошую, на мой взгляд, тенденцию.
Несмотря на огромное количество и разнообразие нового авторского материала, то есть по сути уникального контента, наибольшую популярность имеют кавер-группы и трибьют-команды! Переигрывают кого угодно: зарубежных, наших исполнителей, распавшиеся и действующие коллективы. Особенно хорошо идет дело, если лидер известной группы недавно умер.
Казалось бы, зачем идти смотреть, как творчество твоей любимой команды переигрывает кто-то другой, причем, зачастую в разы хуже? Да и, как было сказано выше, есть возможность посмотреть запись любых концертов, послушать оригинальный студийный трек! И я повторюсь, это при большом разнообразии новой музыки.
Люди хотят ходить на концерты, общаться, расслабляться, хорошо проводить время. Но человеческий мозг так устроен, что намного проще и, соответственно, приятнее воспринимать уже знакомое и известное, что не требуется осмысливать, усваивать. Эти песни они уже слышали, хорошо знают, могут подпевать, а исполнителей на сцене поневоле ассоциируют с первоисточником. В итоге, вроде и побывал на концерте, где послушал треки любимой группы, а заплатил меньше, что тоже приятно. То, что это всего лишь подражатели, да еще и не всегда качественные – не столь важно.
А что с исполнителями?
Самим каверщикам и трибьютам тоже по сути лафа! От них не требуется ни композиторских навыков (поскольку вся музыка уже написана и проверена публикой и временем), ни поэтических способностей для написания текста. Им не надо придумывать образ, он уже есть в деталях. Поведение на сцене – аналогично копируй! Они как МФУ (многофункциональное устройство) – три в одном: сканер, принтер, копир! В итоге им просто надо сыграть. Сыграть написанную партию и сыграть роль. Все!
Музыканты, которых копируют, тоже в плюсе, им это выгодно, для них это реклама. Выучи много песен разных групп или передирай под копирку какую-то одну команд. И тебе будет счастье, сиречь деньги, почет и уважение. Потому что люди на это идут. Потому что людям это ближе.
Вы скажете, раз людям нравится, значит все правильно, значит так и надо!
Давайте порассуждаем.
Как бы ни была хороша композиция, но она уже отслушана, давно знакома, воспринимается как просто приятный фон. Если сегодня в почете те, кто копирует; те, кто не создает ничего своего, если предпочтение отдается по принципу «скопировано=хорошо», то чего ждать в будущем? Зачем молодым музыкантом напрягаться? Сидеть над своим материалом, экспериментировать и иметь полупустой зал, если есть готовая схема успеха – идти по чужим следам.
Всю историю рока музыканты старались донести людям свое творчество, свои мысли, переживания. Не важно какие, будь то любовь, протест, призыв к чему-либо, но это было от себя и искренне. Много талантов ищут своего слушателя, притом, они и так находятся в бешеной конкуренции меж собой. Но если их еще будут обделять вниманием в угоду копировальщикам, то вернемся к названию этой статьи: рок был вчера, рок жив сегодня, но каким он будет завтра и… будет ли?
К чему все это?
Я не призываю вас к негативу, не пытаюсь кого-то унизить, но я призываю задуматься. Обратите внимание на коллективы, которые сейчас делают свою музыку, послушайте их творчество, дайте свою оценку, плохую или хорошую, но обязательно адекватную без модного нынче «хэйтерства». Уверяю, среди них вы найдете новые композиции, которые захотите добавить в свой плей-лист, которые вы захотите послушать вживую на концерте!
Комментарии (0)