Когда мы говорим о музыкальной группе, то думаем о ее творчестве, продвижении, популярности, стиле. Мы видим на сцене слаженную работу музыкантов, они как единый организм, где все отлажено и каждый выполняет свою функцию. Они выглядят, как дружная команда, практически одна семья! Да, в идеале так и должно быть, однако, обложка очень часто не отражает истинного содержимого.
Речь в данной статье пойдет о том, как порой складываются взаимоотношения между членами группы, и какие подводные камни могут быть.
Человеческие отношения вещь вообще очень непростая! Каждый несет в себе целый спектр привычек, интересов, убеждений, имеет сформировавшуюся точку зрения на те или иные вещи, которая может кардинально отличаться от представлений остальных. И добро бы это был сосед, с которым мы обмениваемся приветствиями раз в день, или на худой конец коллега, где отношения сугубо рабочие.
Но если мы говорим о музыкальной группе, соответственно о некой творческой компании людей, то все обстоит намного сложнее.
Я приведу список из восьми, на мой взгляд, самых распространенных и пагубных проблем, которые могут возникнуть как в начинающем, так и в уже сформировавшемся музыкальном коллективе.
Проблема первая. Музыкальная демократия.
Итак, музыкальная демократия! Уже само слово «демократия» (происходит от греческого «демос» — народ, «кратос» — власть) говорит нам, что в группе все решения принимаются коллективно. Казалось бы замечательно, никто не в обиде, все довольны. Однако обычно на деле все иначе. Возьмем стандартную команду из пяти человек: они договорились, в каком стиле играют, собрались вместе и даже придумали название группы! Но если в команде нет явного лидера, то начинаются проблемы. Каждый предлагает и лоббирует свою идею, гнет свою линию, и просто «тянет одеяло на себя».
Идеи могут быть неплохими, но при общем голосовании люди могут пойти на принцип «мою идею забраковали, я отвергну идеи других».
Даже в природе у животных в стае есть вожак, группе необходим лидер, но лидер, который будет определять и координировать ее развитие, опираясь на мнение команды. Выбор лидера – дело весьма непростое, но это тема отдельная.
Из огня да в полымя. Музыкальная тирания.
Обратная сторона полной демократии. Если в первом случае получается, что большинство не решает, потому что не может прийти к «общему знаменателю», то теперь — потому что ему не дают слово. Один человек пытается решить все и за всех.
Примером тому может послужить Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore), периодически гнобивший остальных участников группы Deep Purple. А в известной команде Rainbow вообще чувствовал себя полновластным правителем, командуя и распоряжаясь всеми по своему усмотрению. Так, легендарный вокалист Ронни Джеймс Дио (Ronnie James Dio ), не выдержав такого давления, ушел из группы спустя три года.
Оборотная сторона. Рабочая лошадь.
Еще одна сторона музыкальной тирании, когда один человек все за всех пытается решить и сделать, однако, если особыми талантами он не обладает, то имеет все шансы стать «рабочей лошадью». На него свалятся заботы по музыкальной части, по продвижению команды и многое другое. А тащить все на себе долго, во-первых, мало у кого получается, а во-вторых — нецелесообразно и не результативно.
Вывод напрашивается сам — делегируйте обязанности.
Или даже так. Две хозяйки на одной кухне
Когда в одной команде появляются два «сильных» музыканта, умеющих и желающих сочинять, то это может дать хороший толчок вперед, правда, только в том случае, если они думают схоже. В противном случае это все равно что «две хозяйки на одной кухне», толкаются, мешают, критикуют, периодически плюют друг другу в суп. Компромисс найти можно, но сложно.
Одним из ярких примеров можно назвать конфликт музыкантов Металлика (Metallica) с соло-гитаристом Дэвидом Мастейном (David Mustaine), хотя в результате получились две отличные команды.
А с другой стороны в этой же банде неплохой тандем Джеймса Хэтфилда (James Hetfield) и Ларса Ульриха (Lars Ulrich).
Вообще в такой ситуации надо стараться сыгрываться и искать точки соприкосновения, в конце концов, вполне может родиться что-то совершенно новое!
Только коллеги.
У молодых музыкантов таких проблем обычно не бывает. Там общение льется как пиво и, зачастую, посредством пива. Все веселы, ничем пока в жизни не обременены, поэтому и творить вместе легко, особенно всякую дичь! Но речь не о них.
Музыканты становятся старше, обрастают семьями, обязанностями, работой, заботами. Составы групп меняется, одни уходят, другие приходят. И вот, эти «свободные радикалы» объединяются (или приходят в существующие команды). Они уже поднаучились играть, у всех за плечами опыт, неплохо, однако… За пределами репетиций и концертов нет никаких взаимоотношений, что, как мне кажется, неправильно.
Чем дружнее коллектив в жизни, тем проще им на сцене, тем лучше они «чувствуют» друг друга.
Всего лишь второстепенное хобби.
Конечно, мечта любого музыканта — это зарабатывать своим творчеством. У кого-то это получается, но большинство, особенно, если мы говорим о Российском рок-контингенте, вынуждено скорее зарабатывать не музыкой, а на музыку. Дорогое оборудование, услуги звукозаписи, аренда репетиционных баз, да и порой просто оплата дороги для выступления в другом городе — все это требует существенных вложений. А раз источником денег это не является, соответственно переходит в разряд хобби.
И в этом вся суть! Меняется отношение к деятельности, музыкант перестает воспринимать репетиции, подготовку, концерты как что-то важное и ответственное. Особенно болезненно это проходит, когда не весь коллектив солидарен с таким подходом, а некоторые участники. Кто-то рвется на части и готов продать душу дьяволу, а лучше продюсеру, чтобы покорить музыкальный Олимп, а кто-то откровенно забивает на репетицию в пользу любого другого дела.
И это порой еще хуже, чем отсутствие музыканта. Получается, как в известном фильме, только наоборот:
«Видишь гитариста? И я вижу. А его нет», потому что толку от него при таком отношении нет, а ведь занимает чье-то место…
«Я созрел для своего проекта».
Мы все знаем много примеров, когда крутые музыканты из известных групп уходят в свои собственные проекты (названные, зачастую, их же именами). Такие проекты не всегда получаются удачными даже у мэтров! Притом, что к своим сольникам эти люди идут довольно долго.
Фронтмену группы SAXON Биффу Байфорду (Biff Byford), потребовалось для этого долгих пятьдесят лет!
А между тем, порой и молодым ребятам из малоизвестных групп приходят мысли, что они готовы покинуть «гнездо» и отправится в самостоятельный полет на неокрепших крыльях. Иногда это становится неприятным сюрпризом для остальных участников бэнда, команда теряет кадры и вынуждена тратить время на поиск и обучение замены, а «ценный кадр», оставшись без группы, в свою очередь вынужден искать единомышленников и начинать «с нуля».
Звезда.
Много препятствий у музыканта, тернист и труден его путь, в огне не сгорит, так в воде потонет, трудно ему. Но добивается все ж таки успеха и, наконец, предстоит испытание медными трубами!
Не вижу смысла много распыляться на эту тему, однако следует помнить, что для любого человека важна репутация, а для человека публичного, коим является музыкант, особенно!
Творчество может нравиться или нет, если ты прилагаешь усилия и все идет от души, то фанаты найдутся, а вот испорченную репутацию, которую создавал долго и упорно, вернуть будет очень сложно. Запоминается и на слуху всегда больше плохое, нежели хорошее.
В любом случае, как бы далека и высока не была цель, каким бы сложным не казался путь, пробуйте, добивайтесь!
«Лучше жалеть о том, что сделано, чем о том, что не сделано»
Комментарии (2)
интересный пост, согласна с автором
В каждом коллективе есть рабочая лошадка, такими статьями прибодрить бы молодые бэнды к работе. А то сочиняется всякая фигня, а не что то стоящее…