4 апреля 1968 года Мартин Лютер Кинг — младший был убит в Мемфисе. В последствии Америка «сгорела». Были беспорядки в Вашингтоне, Балтиморе, Чикаго, Канзас-Сити, Миссури и других городах. В Бостоне городские лидеры ожидали еще большего насилия. Среди этого напряжения Джеймс Браун (James Joseph Brown), самый взрывоопасный афро-американский музыкант той эпохи, совершил чудо на концерте «Boston Garden`68».
Браун и его группа должны были сыграть в Boston Garden 5 апреля. В тот вечер город планировал отменить все публичные мероприятия, но промоутер концерта, местный городской советник Томас Аткинс, убедил мэра Кевина Уайта, что отмена шоу такого масштаба может привести к еще большему гневу и насилию.
«Если бы его концерт не состоялся, — вспоминал местный радио-ди-джей Джеймс Берд, — у нас была бы самая большая проблема в истории Бостона после чаепития».
К разочарованию Брауна, было принято решение транслировать шоу по ТВ, т.к. могло стать способом не пускать людей на улицы, что снизило продажи билетов. «Но он был обязан почтить доктора Кинга», — говорит саксофонист и руководитель группы Браун Пи Ви Эллис, и после того, как Браун получил гонорар, который он хотел, все было установлено.
«Шоу продолжалось так же, как и во всех других местах, где мы играли», — говорит тромбонист Фред Уэсли (Fred Wesley). «Это было обычное шоу». Конечно, в 1968 году «регулярные выступления» означали демонстрацию чистой энергии и динамической силы, не похожей ни на что другое в музыке. Одетый в черный костюм, волосы в узкий помпадур, Браун двигался с молниеносной быстротой, его крики гремели стропилами, когда он вел группу своими ударами. Они спели «I Got You (I Feel Good)», а на «Cold Sweat» Клайда Стаблфилд (Clyde Stubblefield) продемонстрировал невероятное соло для «фанк-барабанщика».
Тем не менее, Уэсли, который только недавно стал частью группы Брауна, вспоминает чувство страха среди участников группы и напряженность на арене:
«Мы не знали, была ли война против черных людей. Когда мы добрались до сцены, мы все еще были осторожны и не знали, что может произойти».
Но больше всего его поразило то, что всегда умел Джеймс Браун: способность удерживать и командовать толпой. Когда концерт достиг апогея, во время драматического «мыса» Брауна, молодые фанаты начали лезть на сцену, а белые полицейские побежали наводить порядок. Последовал толчок, и момент, который многие ждали, казалось, наступил.
Но Браун быстро заступился. «Вы несправедливы по отношению к себе, ко мне или своей расе», — сказал он собравшимся. «Мы вместе или нет?» Повернувшись к Стаблфилду, он приказал: «Хит, чувак», и группа запустила яростную версию «Я не выдерживаю себя (когда ты прикасаешься ко мне)». Браун даже присоединился на сцене к мэру Уайту, которого он объявил «качающимся котом». Браун покинул сцену, пожав руку людям впереди, так же, как политический лидер и душа.
В последующем к музыкантам поступали запросы о выступлениях Брауна в других местах, в том числе и Вашингтоне. В августе того же года он выпустил свою монументальную запись: «Say It Loud – I’m Black and I’m Proud».
«Я смог поговорить со страной во время кризиса, — сказал он позже, — и это была одна из вещей, которая значила для меня больше всего». Почти 50 лет спустя Эллис все еще тронут. «Я горжусь тем, что участвовал в этом», — говорит он. «Мне приятно, что с того момента все пошло не так, как раньше».
Комментарии (0)