Бобби Макферрин

День рождения Роберта «Бобби» Макферрини.

Фраза "Don’t worry, be happy" знакома чуть ли не каждому, она до такой степени популярна, что стала почти крылатой, живет своей собственной жизнью, без отсылки к первоисточнику.

Многие могут просвистеть ее наобум, и лишь некоторые знают, что одноименная песня была исполнена впервые в 1988 году талантливым музыкантом и певцом Бобби Макферрином.

Бобби Макферрин

Роберт "Бобби" Макферрин-младший (англ. Robert "Bobby" McFerrin, Jr., род. 11 марта 1950) — американский певец и дирижёр, десятикратный лауреат премии "Грэмми".

Макферрин родился на Манхэттене (Нью-Йорк) в семье оперного певца Роберта Макферрина и певицы Сары Купер. С детства он увлекался музыкой: поначалу предметом его увлечения был кларнет, но вскоре Макферрин-младший переключил своё внимание на обучение игре на фортепиано. В качестве вокалиста он дебютировал в 1977 году, а со следующего года начал петь в коллективе Astral Project. Важную роль в жизни музыканта сыграло знакомство с комиком Биллом Косби, который в 1980 году организовал его вокальный дебют на Playboy Jazz Festival. Представление имело внушительный успех, так же как и последовавшее за ним выступление на фестивале Kool Jazz в Нью-Йорке.

Первый альбом музыканта, получивший название Bobby McFerrin, вышел в 1982 году и сразу отметился в топе джазового чарта. Его следующая пластинка (The Voice), выпущенная в 1984 году, стала первым джазовым альбомом, записанным без единого музыкального инструмента — в жанре а капелла. Через год он выпустил свой новый альбом — Spontaneous Inventions, в записи которого приняли участие джазовый музыкант Херби Хэнкок, вокальная группа The Manhattan Transfer и даже актёр Робин Уильямс. Мировую известность Макферрину принесла песня 1988 года "Don't Worry, Be Happy" ("Не беспокойся, будь счастлив!"), получившая премии "Грэмми" в номинациях "песня года" и "запись года"; эта песня так же была использована в мультипликационном фильме студии Pixar Animation Studios ВАЛЛ-И.

Музыкант также записал главную тему для телевизионной комедии Шоу Косби и выступил автором музыки для рекламных роликов компании Cadbury.

На пике своей популярности Макферрин вдруг изменил круг своих интересов и стал брать уроки дирижирования. В 1990 году он выступил дирижёром Симфонического оркестра Сан-Франциско, за которым вскоре последовали оркестры Нью-Йорка, Чикаго, Лос-Анджелеса, Лондона и других городов.

В 1993 году МакФеррин спел тему Генри Манчини "Розовая пантера" для фильма "Сын Розовой Пантеры".

В дополнение к своей вокально-артистической карьере, в 1994 Макферрин был назначен творческим руководителем камерного оркестра Saint Paul Chamber Orchestra. Он совершает регулярные туры в качестве приглашенного дирижёра для симфонических оркестров в США и Канаде, в том числе Симфонический оркестр Сан-Франциско (на его 40-летие), Нью-Йоркский филармонический оркестр, Чикагский симфонический оркестр, Кливлендский оркестр, Филадельфийский оркестр, Лос-Анджелесский филармонический оркестр, Лондонский филармонический оркестр, Венский филармонический оркестр и многие другие. В выступлениях Макферрин на концертах сочетает серьезные произведения классических авторов с собственными уникальными вокальными импровизациями, часто с участием публики и оркестра. Например, концерты часто заканчиваются тем, что МакФеррин дирижирует оркестром, исполняющим увертюру к "Вильгельму Теллю", в которой оркестранты поют свои партии а капелла, вместо того чтобы играть их на своих инструментах.

Итогом "классической" деятельности Бобби Макферрина стала запись с музыкантами Saint Paul Chamber Orchestra его первого классического альбома "Paper Music" (1995). В нём прозвучали произведения Моцарта, Баха, Чайковского, Мендельсона, Стравинского.

Обложка Paper music

Альбом "Bang! Zoom" (1996) Бобби Макферрин записывал совместно с ансамблем Yellowjackets. В этом же году была ещё одна запись с Чиком Кориа. Их второй совместный альбом назывался "The Mozart Sessions", на котором представлены оригинальные интерпретации двух фортепьянных концертов Моцарта. На пластинке "Circlesongs" (1997) представлен целый час вокальных импровизаций Бобби.

В 2008 году Макферрин представил в Карнеги-Холле свою вокальную оперу-импровизацию "Боббл", в основе сюжета которой лежит история Вавилонской башни; в последующие годы опера ставилась в других странах, в том числе в России.

В 2009 году Макферрин и музыкант-учёный Дэниел Левитин были соведущими двухчасового документального фильма The Music Instinct на канале PBS, основанного на бестселлере Левитина "This Is Your Brain On Music". В том же году они появились вместе на сцене фестиваля мировой науки, где Макферрин пел и танцевал вместе со зрителями.

В 2011 году в СМИ были упоминания, что Макферрин находится в процессе организации супер-группы, дебют которой намечен в 2012 году.

Интересные факты:

  • Я помню свою первую песню, которую спел, когда мне было полтора года. Я стоял в своей кроватке и пел через стену. Моя сестра, находящаяся по другую сторону стены, в своей комнате, напевала мне в ответ.
  • Все детство и юность мне казалось, что я – инструменталист в семье певцов.
  • Я очень серьезно обучался кларнету, затем я перешел на фортепьяно. С 14 до 27 лет я был пианистом.
  • Моя семья ходила в церковь и часто говорила о Боге, но я никогда не видел своего отца за молитвой, пока не услышал, как он поет церковные песнопения. Это был его метод молитвы.
  • Моя мама была ответственна за мое религиозное образование, она тоже сильно верила в музыку. Для нее музыка была целителем души. Впоследствии я посвятил ей свое переложение 23-го стиха книги Псалмов на музыку.
  • В детстве, когда мы болели, мама усаживала нас и включала музыку, чтобы нам стало легче. И даже сейчас, когда у меня болит голова или что-то беспокоит, я начинаю петь, чтобы справиться с болью или неприятным ощущением.
  • Самым большим вдохновением был мой отец. В нем была огромная благодарность за свой дар, и при этом он был очень кроток.
  • Дело совсем не в технике моего исполнения, вся суть в радости, которая исходит от меня, которую я пытаюсь передать всем людям в зале.
  • Я всегда пытаюсь взаимодействовать с публикой на духовном уровне. На концертах стараюсь позволить каждому человеку в зале взять то, что ему необходимо, к чему он готов. Часто приглашаю публику понаблюдать за путешествием в свое воображение, предполагая, что и они начнут такое же путешествие в свою фантазию. Я не настаиваю, я приглашаю.
  • Худшее для музыканта – волнение. Не волнуйтесь, будьте счастливы.
  • Перед выходом на сцену я молюсь, прошу Бога помочь мне изменить сердца.
  • В 27 лет я осознал, что я певец. Тогда я был только пианистом. Мне было важно понять, как я буду звучать, – я только видел себя со стороны, но не слышал. Поэтому я 6 лет работал над техникой пения, прежде чем дать свой первый соло-концерт.
  • Я часто использую звуки вместо слов. Если спеть, к примеру, "ты разбила мне сердце, оставив меня в печали", все будут точно знать, что это значит. В этом есть история. Когда я пою, издавая протяжные жалобные звуки, публика испытывает свой набор эмоций, переживает свою историю.
  • Импровизировать – значит относиться к ситуации без ожиданий и предубеждений. Ключом импровизации является движение – вы продолжаете двигаться вперед, со страхом или без, живете от момента к моменту. Все, как в жизни.
  • Я не пою джаз, классическую музыку, народную музыку, мировую музыку, инструментальную или вокальную, духовную или светскую музыку. Я пою просто музыку. И в этом мой дар.
  • Любимыми песнями остаются "Drive My Car" "Битлз" и "Smile" Чарли Чаплина.
  • Я даю около 100 концертов в год. Вот бы была волшебная возможность выступать по всему миру и засыпать в своей кровати…

Бобби Макферрин

88

  spiritofrock.ru